Номер 522.
Прочитайте три фрагмента произведений Ю. Казакова. О чём говорится в каждом из них?
1) Окно моей комнаты выходило в одичавший са.., заросший см..родиной малиной л..пухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились вороб(?)и тучами налетали дрозды и кл..вали смородину. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хв..стом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вни.., за ним слетали куры. Ещё в сад забредали коты и, затаясь возле лопухов, сл..дили за вороб(?)ями.
2) Когда-нибудь и ты уедешь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
Но вот настанет время, ты вернёшься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твоё забьётся, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, и тогда дом примет тебя.
(3) Конь всё осторожнее идёт, принюхивается, выбирает, куда ногу поставить. Шёл, шёл и упёрся, стал, ни вперёд, ни назад, ни вбок — никуда.
Слезает долой Никишка, коня берёт за повод, шагает по мокрым камням.Вытягивает конь шею, прижимает уши, скачет за Никишкой, приседает, щёлкают подковы, дрожат ноги. А под ноги ему накатываются со звоном волны…
1. Определите тип речи каждого фрагмента. Свою точку зрения обоснуйте.
2. О каком времени – настоящем, прошлом или будущем – говорится в каждом фрагменте? Глаголы в формах какого времени преобладают в каждом из них?
3. Какие слова дополнительно создают картину времени? *К каким частям речи они относятся?
4. Подумайте, чем различаются речевые ситуации, в которых преобладают глаголы в формах прошедшего, настоящего или будущего времени.
5. Перепишите первый фрагмент, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
В первом фрагменте текста говорится об одичавшем саде.
Во втором фрагменте текста описывается предстоящее расставание с отчим домом и о возвращении в свой дом через время.
В третьем фрагменте текста рассказывается о Никишке и его коне.
1. Первый фрагмент текста – описание. Автор описывает конкретное место – заброшенный сад, его обитателей и их действия.
Второй фрагмент текста – рассуждение. В нём говорится о возможных действиях в будущем, их следствии. Автор выражает свои мысли на конкретную тему.Третий фрагмент – повествование. В тексте последовательно перечисляются действия коня и его наездника.2. В первом фрагменте говорится о прошлом времени. В этом отрывке употребляются глаголы в прошедшем времени (выходило, возились, налетали, взлетели, дрожал, смотрел, выдерживал, забредали).
Во втором фрагменте говорится о будущем времени. В этом отрывке употребляются глаголы в будущего времени (уедешь, будешь, увидишь, побываешь, станешь, узнаешь, вернёшься, поднимешься, забьётся).В третьем фрагменте говорится о настоящем времени. В этом отрывке употребляются глаголы в настоящего времени (идёт, выбирает, слезает, шагает, вытягивает, прижимает).3. Дополнительно картину времени создают наречия: когда-нибудь, уже, тогда, по утрам.
4. Глаголы в форме прошедшего времени употребляются для обозначения событий прошлого, глаголы настоящего времени – для обозначения предполагаемых будущих событий, а глаголы в форме настоящего – для обозначения событий, которые происходят в данный момент.
5. Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, (садик) заросший смородиной,(словарное слово; запятая между однородными дополнениями) малиной, лопухом(словарное слово; запятая между однородными дополнениями) и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи,(разделительный ь перед гласной и; запятая между простыми предложениями в составе сложного) тучами налетали дрозды и клевали (клёв) смородину. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом (хво́ст) и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз (внизу), за ним слетали куры. Ещё в сад забредали коты и, затаясь возле лопухов, следили(сле́жка) за воробьями(разделительный ь перед гласной я).
Напишите свой комментарий внизу страницы.