Номер 581.
Прослушайте фрагмент рассказа Ю. Коваля «Капитан Клюквин». Почему клёст получил имя Капитан Клюквин?
На Птичьем рынке за три3 рубля купил я3 себе клеста. Это был клёст-сосновик, с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом, скрещённым, как два кривых костяных ножа.
Дома я поставил клетку3 на окно, чтоб клёст мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены мельничного комбината. Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне.
Я бросил3 в клетку семечко подсолнуха.
Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом – семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.
Надо было придумать клесту имя. Мне хотелось, чтоб в имени был отмечен и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. Нашлось только одно слово, в котором есть и клюв, и красный цвет, – клюква. Подходящее слово. Жаль только, нет в клюкве ничего командирского. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.
1. Составьте план текста.
2. К каждому пункту плана запишите ключевые слова.
3. Перескажите текст по плану.
4. Напишите подробное изложение.
Клёст получил имя Капитан Клюквин, потому что главный герой рассказа хотел в имени птицы отметить её командирский нрав, крепкий клюв и красный цвет оперения. В слове клюква есть и клюв, и красный цвет. Чтобы добавить клёсту командирского, он назвал его – Капитан. Получилось подходящее имя – Капитан Клюквин.
1. План:
1) Покупка клёста.
2) Гордый командир.
3) Необычное имя.
2. Ключевые слова:
1) На птичьем рынке, купил, клёст-сосновик.
2) Дома, торжественно и гордо, командир на коне, взмахнул клювом, взлетел.
3) Имя, командирский нрав, крепкий клюв, красный цвет, клюква, Капитан Клюквин.
3 и 4.На Птичьем рынке я купил себе клёста-сосновика. У птицы были перья кирпичного и клюквенного цвета, а клюв моего нового друга был скрещён и напоминал два кривых ножа.Дома я поставил клетку на окно. Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо. Он напоминал командира.
Надо было придумать клесту имя. Я хотел, чтоб в имени был отмечен и его командирский нрав, и крепкий клюв, и красный цвет оперения. Я нашёл только одно слово, которое сочетает в себе клюв и красный цвет – клюква. Только в этом слове не было ничего командирского. Я долго думал и назвал клеста – Капитан Клюквин.
На Птичьем рынке за три3 рубля купил я3 себе клеста.
три
1. Имя числительное, общее грамматическое значение – количество.
2. Начальная форма: три.
3. Количественное, В. п.
4.В предложении вместе с именем существительным является дополнением (купил (за что?) за три рубля).
(купил) я
1. Местоимение, общее грамматическое значение – указывает на предмет.
2. Начальная форма – я.
3. И. п., 1-е л., ед. ч.
4. В предложении является подлежащим (купил (кто?) я).
Дома я поставил клетку3 на окно, чтоб клёст мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены мельничного комбината.
(поставил) клетку
1. Имя существительное, общее грамматическое значение – предмет.
2. Начальная форма: клетка.
3. Нарицательное, неодушевлённое, ж. р., 1-е скл., В. п., ед. ч.
4.В предложении является дополнением (поставил (что?) клетку).
Я бросил3 в клетку семечко подсолнуха.
(я) бросил
1. Глагол, общее грамматическое значение – действие предмета.
2. Начальная форма: бросить.
3. 2 спр., ед. ч., прош. вр., м. р.
4.В предложении является сказуемым (я (что сделал?) бросил).
Напишите свой комментарий внизу страницы.