Номер 730.
Прочитайте фрагмент сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Вместо пропусков употребите необходимые глаголы речи.
Петя Зубов всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. «Успею!» – ... он в конце каждой четверти. Но время шло, а он всё отставал да опаздывал.
И вот однажды вбежал Петя в школьную раздевалку, шлёпнул портфелем по загородке и ...: «Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!» А тётя Наташа ... откуда-то из-за вешалки: «Кто меня зовёт?» Мальчик весело ...: «Это я. Петя Зубов». Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как ...: «Ой!» Петя Зубов тоже испугался и ...: «Тётя Наташа, что с вами?» Тётя Наташа испуганно ...: «Как что? Вы же не Петя Зубов. Вы, должно быть, его дедушка». Взглянул мальчик в зеркало и вместо Пети увидел бледного старика.
1. Какие факты говорят о том, что действие в сказке происходит не в наши дни?
2. Как вы думаете, почему мальчик превратился в старика?
3. Прочитайте текст ещё раз, объясните постановку знаков препинания при прямой речи.
Петя Зубов всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. «Успею!» – говорил он в конце каждой четверти. Но время шло, а он всё отставал да опаздывал.
И вот однажды вбежал Петя в школьную раздевалку, шлёпнул портфелем по загородке и крикнул: «Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!» А тётя Наташа ответила откуда-то из-за вешалки: «Кто меня зовёт?» Мальчик весело сказал: «Это я. Петя Зубов». Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как закричала: «Ой!» Петя Зубов тоже испугался и спросил: «Тётя Наташа, что с вами?» Тётя Наташа испуганно произнесла: «Как что? Вы же не Петя Зубов. Вы, должно быть, его дедушка». Взглянул мальчик в зеркало и вместо Пети увидел бледного старика.
1. О том, что действие в сказке происходит не в наши дни, говорят названия предметов в школе: арифметика, русский письменный, пение. Также на это указывает слово «портфель» (в значении «узкая прямоугольная сумка с одной ручкой, имеющая крышку с замками, предназначенная для переноса, хранения, тетрадей, книг, прочих письменных принадлежностей.»).
2. Мальчик превратился в старика, потому что впустую тратил время. Он говорил, что всё успеет, но не заметил, как прошло много лет.
3. Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а сама прямая речь заключается в кавычки и пишется с прописной буквы.
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире, а сама прямая речь заключается в кавычки.
Если прямая речь стоит перед словами автора и заключает вопрос или восклицание, то после неё ставится восклицательный или вопросительный знак и тире, а сама прямая речь заключается в кавычки. Слова автора начинаются со строчной буквы.
Напишите свой комментарий внизу страницы.