Номер 129.
Прочитайте текст. Определите его тему, главную мысль, принадлежность к функциональной разновидности языка и функционально-смысловой тип речи. Составьте назывной план. Кратко в 2 – 3 предложениях устно попытайтесь ответить на вопрос автора, постарайтесь не повторять его мысли.
Могу биться об заклад: в моём детстве всё было не так, как теперь. И если не понявший меня задаст уточняющий вопрос – лучше или хуже? – я воскликну, не сомневаясь: лучше! В тысячу, в миллион раз, и не подумайте, что я занудливый, скрипучий старик, которому ничего вокруг не нравится, всем он недоволен, только и знает приговаривает: «А вот раньше, а вот тогда...» Нет, пока что я не старик, и дело тут совсем в другом.
Дело в том, что в моём детстве действительно всё было лучше. Например, цвело больше одуванчиков – да, да! Теперь они прячутся куда-то подальше, на дальние лесные поляны, и в городе робко выглядывают из-за кустов редкими жёлтыми глазками, а в моём детстве они росли рядом с тротуарами, рядом с дорогой, и, когда ты шёл по городской улице, тебе казалось, что ты идёшь ну просто по солнцу! Жёлтые поляны слепили глаза, и надо было щуриться, чтобы не споткнуться о тротуарину, которая то прогнётся дугой, то выдвинется боком, то завирюхается под ногой от древности. Ранним летом тогда вообще можно было поправить настроение на улице. Расстроился чем-нибудь, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, да ещё сверни на пустырь возле школы, где одуванчиков море разливанное, и будешь ещё вспоминать, что это такое тебя расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим сотрут всё в голове, а если уж не сотрут до конца, то вроде бы неприятности твои отодвинут вдаль, и они окажутся уже мелкими и нестрашными. Вроде как одуванчики волшебством каким обладают. <...>
В моём детстве было больше воды в нашей старой реке и её не рассекали песчаные отмели – это уж всякий подтвердит, даже учёные. В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас, всякая мелкота! В моём детстве было больше птиц, и почему-то среди всех других – стрижей. <...>..... (А. Лиханов. «Магазин ненаглядных пособий»)
Тема текста – мир детства глазами повзрослевшего человека.
Идея текста – с возрастом человек способен видеть больше, но от этого не становится счастливее, ведь краски бледнеют, мир перестает быть таким ярким, как в детстве.
Стиль речи публицистический.
Тип речи – рассуждение с элементами описания и повествования.
Назывной план
1. Лучшая пора.
2. Воспоминания из детства.
3. Радость от взросления.
4. Грусть от расставания с детством.
5. Детство и зрелость.
6. Неповторимость детства.
Чтобы мир остался по-детски ненаглядным, нужно суметь сохранить в себе ребенка: продолжать верить в чудеса и не искать всему удивительному научное объяснение. Легко прощать и забывать обиды. Не стремиться к выполнению поставленных задач, а радоваться любому делу. Любить людей, которые тебя окружают, а не окружать себя любимыми. То есть радоваться тому миру, который тебе дан и не пытаться его изменить или подстроить под себя.
Напишите свой комментарий внизу страницы.