Русский язык 6 класс учебник Ладыженская, Баранов 1 часть ответы – номер 167

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
  • Год: 2023.
  • Издательство: Просвещение.

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте определение понятия «текст».
2. Какие признаки текста вы знаете? Что они обозначают?
3. С какими разновидностями текста вы знакомы (по форме, по виду речи, по типу речи)?
4. Что такое тема и главная мысль текста?
5. Для чего в тексте выделяются ключевые слова?
6. Как вы думаете, какие предложения можно использовать как начальные и конечные в описании, повествовании и рассуждении? Какими предложениями часто заканчиваются сказки и рассказы?
7. Для чего составляют планы? Какие виды планов вы знаете? В чем их особенности?
8. Объясните, почему составление планов можно считать информационной переработкой текста.
9. Приходилось ли вам редактировать свой или чужой текст? Какие приемы редактирования вы знаете? Понравился ли вам результат этой работы над текстом?
10. Почему следует избегать повтора одних и тех же слов?
11. С какими разновидностями описания вы познакомились? Для чего люди их создают?

Ответ:

1. Текст – это развернутое высказывание, характеризующееся единством темы, идеи и стиля, целостностью и законченностью.
2. Выделяют такие признаки текста, как возможность заглавия (то есть наличие ведущей темы), тема и основная мысль (о чем текст и зачем он написан), смысловая цельность (все составляющие текста «работают» на выражение основной мысли), структурная связанность (предложения, абзацы, главы и т. п. связаны друг с другом грамматически и по смыслу, расположены в определённой логической последовательности), композиционная завершенность (в тексте можно выделить вступление, основную часть и заключение), делимость (в тексте можно выделить композиционные части, предложения, отдельные высказывания), стилистическое единство (текст написан в одном стиле, без неоправданного смешения элементов разных стилей).
3. По форме тексты делятся на монолог и диалог, по типу речи – на описание, повествование и рассуждение, по виду речи – научные, официально-деловые, публицистические, художественные, разговорные.
4. Тема текста – это основной предмет речи, то, о чем говорится. Например, береза. Основная мысль – это идея, главное высказывание, ради которого создавался текст. Например, береза – красивое дерево. Тема текста выражается словом или словосочетанием, а основная мысль – это всегда законченное предложение или несколько предложений.
5. Автор выделяет в тексте ключевые слова, чтобы обратить внимание читателя на основные положения текста, сделать его более доступным для восприятия. Читатель выделяет ключевые слова, чтобы лучше понять и запомнить текст.
6. Начальные предложения в повествовании обычно говорят о времени и месте, в которых происходят события. В описании начальные предложения называют предмет, о котором пойдет речь. А в рассуждении – формулируется основной тезис или проблема. Конечные предложения повествования дают понять, что история закончилась, конфликт разрешился. В описании выражается общее впечатление или формулируется основная мысль текста. В рассуждении делается вывод, подводится итог. Сказки и рассказы часто начинаются со слов «однажды», «давным-давно», а заканчиваются сказки словами «вот так все и было», «и жили они долго и счастливо». У рассказов нет классических финальных оборотов, так как они создаются писателями не как конструктор, а как оригинальное, отличное от множества других произведение.
7. Автор текста составляет план, чтобы текст получился логичным, композиционно гармоничным, чтобы не забыть важные моменты, о которых нужно написать. Читатель составляет план текста, чтобы лучше понять его структуру, запомнит и пересказать. Планы бывают простые и сложные (с подпунктами), назывными (микротемы обозначены ключевыми словами или словосочетаниями), вопросными (к каждой микротеме задается один основной вопрос) и тезисными (записывается основная мысль каждой микротемы).
8. При составлении плана мы используем слова из текста, авторские формулировки, работаем с темой, основной мыслью, композиционной структурой текста, поэтому составление плана можно назвать информационной переработкой текста.
9. С редактированием текста мы сталкиваемся каждый раз, когда пишем сочинение или изложение, потому что практически невозможно с первой попытки написать текст набело. Во время редактирования мы вычитываем текст на наличие различных ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилевых, речевых, фактических, логических) и исправляем их. При необходимости мы добавляем нужную информацию или убираем лишнюю. Работаем с содержанием и порядком следования частей текста. Результат работы над текстом обычно нравится в первое время. Если вернуться к нему через несколько недель, всегда найдется, что еще можно исправить и улучшить, так как мы постоянно меняемся и наши требования к текстам, соответственно, тоже.
10. Когда мы неосознанно повторяем одни и те же слова, наша речь теряет свою выразительность, становится бедной и более трудной для восприятия, потому что повторяющееся слово привлекает внимание, раздражает, не дает сосредоточиться на остальном содержании текста.
11. Выделяют описание предмета, описание человека (портрет) описание местности (пейзаж и городской пейзаж), описание помещения (интерьер), описание действий. Описания создаются, чтобы читатель мог представить себе картину происходящего, чтобы выразить свое отношение к описываемому и сформировать определенное отношение у читателя, чтобы дать характеристику герою, раскрыть его внутренний мир (в художественном произведении).

Номер 167.

Прочитайте сочинение девочки из книги В. Сухомлинского «Книга о совести», озаглавьте его. Докажите, что этот текст обладает признаками цельности и завершённости.

     Мария Ивановна сказала: «Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым. Подумайте и напишите об этом».
     Я долго думала: что же самое красивое?
     Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется, чтобы люди говорили обо мне, что я хорошая, послушная девочка, добрая мамина и папина дочь.
     Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо. Вышел из автобуса и сидит на лавочке. Мама пригласила его домой, дала лекарство, накормила. Дедушка отдохнул и поехал домой.
     А самое уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, девяносто лет. И он не пошёл на похороны. А когда бабушка болела – не ходил к ней. Неужели ему не больно? Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.

Ответ:

Заголовок – «Самое красивое и самое уродливое».

     Данный текст является цельным, так как выдержан в одном стиле (художественном), в нем последовательно раскрывается главная мысль о природе красивого и уродливого, ведущий тип речи – рассуждение с элементами повествования, все предложения и части текста связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В тексте можно выделить вступление, основную часть и вывод, поэтому он обладает признаками завершенности.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх