Задание в рамке.
Прочитайте диалог. Почему мальчик не понял бабушку?
– Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща́.
– Чего принести, бабушка?
– Бураков.
– А это что такое?
– Ну, у нас так свеклу называют.
Мальчик не понял бабушку, потому что она использовала диалектное слово «бурак» вместо общеупотребительного «свекла». А не знает он это слово, потому что живет далеко от бабушки, в другой местности. Скорее всего в городе, где диалектные слова используют очень редко.
Номер 240.
Послушайте текст. Назовите диалектные слова – названия ветра. Выпишите слова с выделенными буквами и письменно объясните выбор орфограмм.
КАКОЙ ДУЕТ ВЕТЕР?
В жизни1 северного крестьянина-помора – землепашца и морехода, охотника и плотогона – ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный се́вер приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний си́верко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.
Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: се́вер (северный), ле́тник (южный), за́пад (западный), всток (восточный), глу́бник (северо-западный), шело́ник (юго-западный), полу́ночник (северо-восточный), обе́дник (юго-восточный).
Диалектные слова, обозначающие ветер: се́вер (северный), ле́тник (южный), за́пад (западный), всток (восточный), глу́бник (северо-западный), шело́ник (юго-западный), полу́ночник (северо-восточный), обе́дник (юго-восточный).
Орфограммы:
В жизни (3-е скл., п. п.), крестьянина-помора, добрым (каким?), помощником (щн без ь), приносит (II спр.), губит (II спр.), гонит (II спр.), рыбачьи, лодки (лодочка), возвращающиеся (неизм.; возврат), беломорским (каким?), издавна (давний), сложилась, в речи (3-е скл., п. п.).
Жизни [ж ы́ з’ н’ и] – 2 слога.
ж [ж] – согласный, звонкий парный, твердый непарный;
и [ы́] – гласный, ударный;
з [з’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
н [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
и [и] – гласный, безударный.
Напишите свой комментарий внизу страницы.