Русский язык 6 класс учебник Ладыженская, Баранов 1 часть ответы – номер 248

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
  • Год: 2023.
  • Издательство: Просвещение.

Номер 248.

А. Чехов включает в письмо девятилетнего Ваньки Жукова, отданного в учение сапожнику Аляхину, ряд грубых, просторечных слов (то есть таких слов, которые находятся за пределами литературного языка)? Найдите их в письме Ваньки. О чём говорят нам эти слова?

     ...А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

  • Сделайте вывод об употреблении эмоционально окрашенных слов в художественной литературе. Всегда ли их употребление оправданно?
Ответ:

     ...А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.
     Ванька Жуков в своем письме использует просторечные и бранные слова, которые многое могут нам поведать о его непростой судьбе. Просторечия вчерась, ребятенок, люлька, по нечаянности, ихнего, ейной показывают, что Ванька – самый обыкновенный мальчишка, родившийся в деревне, живущий среди простых людей, получивший минимальное образование, но все-таки умеющий писать и читать. А вот грубые и бранные слова выволочка, выволок, волосья, отчесал, мордой в харю тыкать показывают нам трагедию обычного ребенка из бедной семьи, отданного на обучение жестоким людям. Примечательно, что с одной стороны, эти грубые слова характеризуют хозяина и хозяйку – их поступки слишком жестоки, их невозможно оправдать, ведь несоразмерны проступки Ваньки и наказание. С другой стороны, грубые слова показывают отношение героя к себе. У него не волосы, а волосья, не лицо, а харя. Ребенок настолько привык к тому, что его оскорбляют, бьют, всячески унижают, что сам к себе престал относиться с уважением, у него уже нет чувства собственного достоинства. И это страшно, ведь, вспомним, просторечные слова говорят нам о том, что это обычный мальчик, а значит, и ситуация обычная. Используя эмоционально окрашенные слова, Чехов не только создает яркий художественный образ, но и поднимает важный вопрос о роли взрослых в жизни детей, о существовании безнаказанного насилия, о потерянном детстве.
     Эмоционально окрашенные слова в художественном тексте как правило уместны, если они служат для выражения идеи. Если же их используют только для того, чтобы украсить текст или эпатировать читателя, то неуместным стоит назвать не употребление этих слов, а существование такого текста в принципе.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх