Номер 265.
Прочитайте. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение слов? Что же в действительности обозначают эти слова? Проверьте себя по «Толковому словарю». Выпишите слова с выделенными буквами, объясните выбор орфограмм.
Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала2 несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60 – 70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
Вот некоторые из ответов этой весьма своеобразной анкеты.
Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями».
Приказчик – «тот, кто издаёт приказы».
Лапотник – «медведь, у которого болят лапы».
Смешно, не правда ли? (Ю. Откупщиков. «К истокам слова»)
Третьеклассники не смогли правильно определить значение этих слов, потому что, во-первых, они не употребляются в современном языке, во-вторых, устарели и слова или значения слов, от которых они образовались, в-третьих, эти слова были даны без контекста, который бы помог понять их смысл.
Барышник (от слова барыш – доход, прибыль) – перекупщик, тот, кто перепродает товары. В современном языке используется как слово с отрицательной эмоциональной окраской.
Приказчик – управляющий имением, магазином. Наемный администратор, директор.
Лапотник – человек, ходящий в лаптях. В современном языке используется в значении «некультурный, необразованный человек».
Орфограммы: на уроке (2-е скл., п. п.), в классе (2-е скл., п. п.), написала (пишет), распространены (пространство), назад (позади).
написала
Напишите свой комментарий внизу страницы.