Номер 362.
Прочитайте текст. Языковые средства каких функциональных разновидностей языка использованы в нём? Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом - неодушевлённые. Запишите по 2 – 3 примера существительных, обозначающих действие как предмет и признак как предмет.
– Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить, кто это или что это. Например: «Кто это?» – «Ученик». Или: «Что это?» – «Книга».
«Всё понятно?» – обратилась Анна Васильевна к классу.
– Понятно!.. Понятно!.. – хором ответили дети.
– Хорошо. Тогда назовите предметы.
На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнёс:
– Кошка...
– Правильно, – сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка». И тут как прорвало:
– Окно! – Стол! – Дом! – Дорога!
– Правильно, – говорила Анна Васильевна.
Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивила та радость, с которой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. (Ю. Нагибин. «Зимний дуб»)
В этом отрывке автор использовал языковые средства художественной и разговорной речи и научного стиля. В целом текст написан в художественном стиле, но в диалоге присутствуют разговорные элементы, чтобы он был похож на реальный, а объяснения материала учителем написано в научном стиле.
Художественный стиль (слова автора): книжная лексика (обратилась, значительность), метафора (забурлил), эпитеты (новый, непривычный), сравнительные обороты со словами «как» и «словно».
Разговорный стиль (диалог): односоставные нераспространенные предложения (Правильно. Понятно. Кошка. Окно).
Научный стиль (первая реплика учителя): термины (предмет, имя существительное, часть речи, грамматика), научное определение, логичность и точность изложения.
Одушевленные существительные: ученик, Анна Васильевна, дети, кошка, ребята.
Неодушевленные существительные: имя существительное, часть речи, предмет, книга, класс, секунда, год, окно, стол, дом, дорога, радость, значительность.
Существительные, обозначающие действие как предмет: полет, бег, прыжок, скачок, увядание.
Существительные, обозначающие признак как предмет: синь, желтизна, красота, золотистость.
Напишите свой комментарий внизу страницы.