Номер 395.
Представьте, что у вас есть возможность подготовить специальную программу для школьного радио, в которой необходимо напомнить ребятам о правилах вежливости, о соблюдении их не только в школе. Разработайте план такой радиобеседы. Соберите дополнительный материал по выбранной теме. Обратитесь за помощью к взрослым (родителям или школьным учителям). Соберитесь с друзьями и проведите такую беседу. Используя технические средства, подготовьте аудиозапись вашего разговора для школьного радио.
Ответ: План беседы
1. Зачем нужны правила поведения?
2. Как влияет вежливость на человека?
3. В чем заключается главная ценность вежливого общения?
Беседа
А с я. Добрый день, дорогие радиослушатели. Сегодня в нашей студии члены клуба «Этикет для всех», с которыми мы поговорим о нормах поведения в школе и на улице и о вежливости как ценности человеческого общения. Здравствуйте, Аня, здравствуйте, Игорь.
А н я, И г о р ь. Здравствуйте, Ася.
А с я. Аня, вы основатель школьного клуба «Этикет для всех», поэтому именно от вас хотелось бы услышать, каким правилам поведения должны следовать наши ученики, о чем они часто забывают?
А н я. В принципе, все правила можно объединить в одну простую формулу – «не обидь» (как «не навреди» у врачей).
А с я. То есть вы хотите сказать, что нормы поведения определяются тем, что наши неправильные поступки могут задеть чувства окружающих?
А н я. Конечно. Просто представьте себя на месте человека, мимо которого прошли знакомые, не поздоровавшись и даже не улыбнувшись. А потом кто-то вас толкает в спину, без разрешения перекладывает или даже использует ваши вещи, кричит рядом, когда вы разговариваете по телефону или пытаетесь сосредоточиться, повторяя параграф. Это же не просто «банальный дискомфорт», это унижение. Такое поведение может быть расценено только как намеренная грубость. Конечно, редко кто оказывается во всех этих ситуациях за один день, но иногда достаточно и отсутствия приветствия, чтобы выбить у человека почву из-под ног.
И г о р ь. Аня, позволь я дополню. Чем в более уязвимом положении мы находимся, тем сильнее реагируем на подобные поступки. То есть своим нехорошим поведением мы скорее всего не заденем никого, кто хорошо себя чувствует, но обязательно причиним сильную боль тем, кто чувствует себя неуверенно, кто слаб, одинок, беззащитен. Другими словами, бьем лежачего.
А с я. Но мы же не можем знать, кто как себя чувствует и, соответственно, не можем отвечать за их состояние и реакцию...
А н я. Именно поэтому в обществе выработаны определенные правила поведения. Нормы приветствия, нормы внешнего вида, нормы чистоты, громкости, даже частоты движений. Соблюдая выученные с раннего детства правила поведения, ты заботишься обо всех людях, которые тебя окружают.
И г о р ь. Этот принцип работает и в обратном направлении. Если ты окружен вежливыми людьми, то ты защищен от грубости и унижений. То есть быть вежливым выгодно.
А с я. Иными словами, если вы окружены вежливыми людьми, вы чувствуете себя человеком. Значит, в нашей власти честь и достоинство другого человека. Почему же мы так часто нарушаем нормы приличий? И что происходит с нами, когда мы вежливы?
А н я. Дело в том, что слабые люди способны почувствовать свою силу только через унижение других. Поэтому, если вы видите грубого, неотесанного человека, который не здоровается, толкается, хамит учителям, выглядит и ведет себя вызывающе, знайте, что это крайне неуверенный в себе, слабый человек. Он постоянно боится, поэтому старается нападать первым. Вежливые же люди ходят с прямой спиной (это внутреннее состояние), они полны чувством собственного достоинства, не нуждаются в унижении окружающих, способны подать руку помощи, поддержать в трудной ситуации. Придержать дверь перед дамой – это, казалось бы, такая мелочь, но на самом деле – это проявление настоящей силы, способной защищать и созидать. Поэтому, ребята, становитесь вежливыми – в этом наша сила.
Напишите свой комментарий внизу страницы.