Номер 76.
Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите 2 – 3 предложения с прямой речью и постройте их схемы. Можно ли использовать в данном тексте синонимы (см. слова в рамке) вместо выделенного слова? Почему?
Утреннее пение птиц вызвано удивлением и восторгом – будто открытие мира. Оно нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья – вся новизна3 лесного летнего утра. Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»4 А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» – «Роса серебрится, роса серебрится!» – отвечают ей снизу, из густого куста орешника.5 «Вить?» – спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка. – «Вить, вить!» торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью1, вью...» Птицы щебечут, свистят, щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения. (В. Полторацкий «След человеческий»)
Ответ:Заголовок – «Утреннее пение птиц».
«Вить?» – спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнёздышка.
«П?» - а.
Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!»
А: «П!»
«Роса серебрится, роса серебрится!» – отвечают ей снизу, из густого куста орешника.
«П!» – а.
Глагол оповестить нельзя заменить словами из рамки, так как они не предполагают эмоционально окрашенной речи (относятся к официально-деловому стилю), а птичка восторженно кричит: «Солнце! Солнце встает!». Другими словами, остальные глаголы в рамке не сочетаются с восклицательными предложениями.
Вью [в’ й’ у́], 1 слог.
в [в’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
ь – нет звука;
ю [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[у́] – гласный ударный
1. Новизна (что?) – существительное, предмет.
2. Начальная форма – новизна.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, 1 склонение, женский род, единственное число.
4. Непостоянные признаки: именительный падеж.
5. Синтаксическая роль: (есть) (что?) новизна.
1. Предложение с прямой речью. Прямая речь стоит после слов автора.
2. Слова автора: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, осложненное однородными сказуемыми и однородными определениями предложение.
3. Прямая речь: повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное предложение. 1) Односоставное, полное, распространенное, неосложненное; 2) односоставное, полное, распространенное, неосложненное.
4. А: «П!»
«1Роса серебрится, 2роса серебрится!» – отвечают ей снизу, из густого куста орешника.
1. Предложение с прямой речью, которая заключена в кавычки.
2. Предложение внутри прямой речи сложное, состоит из двух основ, между основами ставится запятая.
3. Предложение в прямой речи восклицательное, поэтому в конце стоит восклицательный знак.
4. Слова автора стоят после прямой речи, поэтому отделяются от прямой речи тире.
5. Предложение в словах автора осложнено уточняющим обстоятельством «из густого куста орешника», которое обособляется запятой.
6. «А!» – а.
Напишите свой комментарий внизу страницы.