Номер 82.
Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие элементы речевой ситуации не учтены в других случаях? Как можно сделать общение успешным?
Ответ: В первом примере общение было удачным, так как девочка достигла своей цели. Тем не менее, она не учла усталости отца и не вошла в его положение (в отличие от него), поэтому идеальным это общение назвать нельзя. Дочке нужно было дать папе отдохнуть, а потом обратиться со своей просьбой. То есть не учтено время речевой ситуации.
Во втором примере общение не было успешным, так как мальчик не учел время своей просьбы: он слишком поздно попросил бабушку пришить пуговицу. Хотя, с точки зрения бабушки, все может выглядеть иначе, ведь отказав внуку в помощи, она воспитывает в нем самостоятельность и ответственность. Чтобы это общение было успешным, мальчик должен был попросить бабушку пришить пуговицу заранее.
В третьем примере общение не было успешным, так как первый герой неверно подобрал речевые средства, решив, что может грубо обратиться к незнакомому ребенку. Чтобы исправить ситуацию, нужно задать вопрос, используя стандартные формулы вежливости, и не подчеркивать пренебрежительное отношение к возрасту собеседника. Например: «Подскажите, пожалуйста, как пройти к памятнику Пушкину?»
В четвертом примере общение было успешным, так как содержание речи соответствовало времени и месту, а ее оформление учитывало статус и положение собеседников.
Напишите свой комментарий внизу страницы.