Номер 336.
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
Люблю [л’убл’у́] — 2 слога.
л — [л’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ю — [у] — гласн., безуд.
б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
л — [л’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ю — [у́] — гласн., ударн.
Моя [май’а́] — 2 слога.
м — [м] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
я — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
— [а́] — гласн., ударн.
Когда [кагда́] — 2 слога.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
г — [г] — согл., зв. парн., тв. парн.
д — [д] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а́] — гласн., ударн.
Гром [гро́м] — 1 слог.
г — [г] — согл., зв. парн., тв. парн.
р — [р] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [о́] — гласн., ударн.
м — [м] — согл., зв. непарн., тв. парн.
1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
2. В чём особенность сонорных звуков?
3. Для чего нужно знать алфавит?
4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
5. Какие звуки могут обозначать гласные е, ё, ю, я, и?
6. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?
1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких и глухих согласных.
Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.
При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.
В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум. Например: [з], [с], [д], [т].
Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. Например: [п], [к], [ш].
В образовании звонких согласных участвует голос — они состоят из шума и голоса. Например: [б], [г], [ж].
2. В чём особенность сонорных звуков?
В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом.
Например: [м], [н], [л], [р], [й']
3. Для чего нужно знать алфавит?
Без знания алфавита, без знания всех букв невозможны чтение и письмо, алфавит нужен для перевода устной речи в письменную. Кроме того, упорядоченное расположение букв необходимо для составления словарей, библиографических списков, различного рода документов. Алфавит нужен для того, чтобы у человека была уникальная возможность передавать информацию.
4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.
Чередование — это замена звуков, гласных или согласных, в одной и той же части слова при изменении его грамматической формы или при образовании нового слова. Чередование гласных и парных звонких и глухих согласных звуков происходит тогда, когда один и тот же звук попадает в разные положения, другими словами, оказывается в сильной или слабой позиции.
Чередования ударных и безударных гласных: ст[а]лы́ – сто́л, ст[а]р[а]на́ – сто́р[а]ны – сторо́нка.
Чередования звонких и глухих согласных: береза – берё[с]ка, входить – вхо[т].
Чередования твёрдых и мягких согласных: сто[л] – сто[л']ик, шар[ф] – шар[ф']ик.
5. Какие звуки могут обозначать гласные е, ё, ю, я, и?
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь обозначают два звука — [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Например: [й’э]ль, семь[й’а].
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают один гласный звук — [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного. Например: вёл – [в'ол], любит – [л'уб'ит].
Буква и после согласной и мягкого знака обозначает два звука — [й’и], например: воробь[й'и]ный, соловь[й'и].
Буква и после согласных обозначает её мягкость: молча[л']ивый, к[р']ик.
6. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?
В этом разделе мы встретились с орфограммами:
• употребление ь для обозначения мягкости согласных;
• правописание безударных гласных;
• правописание звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных;
• правописание сочетаний ч, щ с другими согласными.
Номер 336.
Узнайте слово по его толкованию и запишите.
Цирковой гимнаст – ....
Небольшая гора, холм – ....
Радость – антоним ....
Лес, поваленный ветром, – ....
Дорога через горный хребет – ....
Плот для переправы – ....
Спор с условиями – ....
Цепочка верблюдов в пустыне – ....
Зима – антоним ....
Для справок: печаль, бурелом, караван, сопка, перевал, акробат, паром, пари, лето.
Цирковой гимнаст – акробат.
Небольшая гора, холм – сопка.
Радость – антоним печали.
Лес, поваленный ветром, – бурелом.
Дорога через горный хребет – перевал.
Плот для переправы – паром.
Спор с условиями – пари.
Цепочка верблюдов в пустыне – караван.
Зима – антоним лета.
Напишите свой комментарий внизу страницы.